Воскресенье, 05.05.2024, 14:55
Приветствую Вас Гость | RSS  

"Шаталовская ООШ" филиал МБОУ Родинская СОШ №1

Меню сайта
Наш опрос
Оцените школьный сайт?
Всего ответов: 47
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






Развитие сельского хозяйства в Алтайском крае

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013 - 2020 годы

Общие положения

Программа определяет цели, задачи и направления развития сельскохо­зяйственного производства, финансовое обеспечение и механизмы реализа­ции предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.

Объектом Программы является сельское хозяйство, которое рассмат­ривается в качестве ведущей системообразующей сферы экономики края, формирующей агропродовольственный рынок, обеспечивающей продоволь­ственную и экономическую безопасность, определяющей трудовой и посе­ленческий потенциал сельских территорий.

Предметом регулирования Программы являются условия развития сельского хозяйства Алтайского края.

В настоящей Программе используются следующие определения: сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьян­ские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О раз­витии сельского хозяйства»;

личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятель­ности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»), осуществляемой гражданами, проживающими на территории Алтайского края;

сельскохозяйственные потребительские кооперативы - зарегистриро­ванные на территории Алтайского края перерабатывающие, сбытовые (тор­
говые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготови­тельные потребительские кооперативы, созданные и осуществляющие дея­тельность в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации»;

крестьянские (фермерские) хозяйства - хозяйства, созданные и осу­ществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

племенные хозяйства - сельскохозяйственные товаропроизводители, обладающие высокоценным маточным поголовьем и имеющие свидетельства о регистрации в государственном племенном реестре, выданные Минсельхо- зом России;

научные и образовательные организации - организации, осуществляю­щие деятельность в сфере научных исследований и образования. Нормативная правовая база разработки Программы:

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;

Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государствен­ной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении из­менений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;

Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;

постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяй­ства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и про­довольствия на 2013 - 2020 годы»; постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля

  1. года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально­экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года №2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перера­батывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 го­да»;

закон Алтайского края от 4 февраля 2008 года № 2-ЗС «О развитии

сельского хозяйства в Алтайском крае»;

закон Алтайского края от 21 ноября 2012 года № 86-ЗС «Об утвержде­нии стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года»;

закон Алтайского края от 21 ноября 2012 года № 87-ЗС «Об утвержде­нии программы социально-экономического развития Алтайского края на пе­риод до 2017 года»;

постановление Администрации Алтайского края от 27 октября 2009 го­да № 445 «Об утверждении схемы территориального планирования Алтай­ского края»;

постановление Администрации Алтайского края от 3 декабря 2010 года № 539 «Об утверждении краевой программы «Комплексное развитие Алтай­ского Приобья»;

постановление Администрации Алтайского края от 2 августа 2011 года № 420 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012 - 2020 годы»;

постановление Администрации Алтайского края от 25 июня 2012 года №330 «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края на период до 2025 года».

Перечень подпрограмм установлен в соответствием с задачами, опре­деленными основополагающими документами в части развития агропро­мышленного комплекса, а именно: увеличение объемов производства сель­скохозяйственной продукции и выполнение показателей Доктрины продо­вольственной безопасности Российской Федерации по тем направлениям аг­рарного производства, рентабельность которых недостаточна для их само­стоятельного эффективного развития.

Структура и перечень подпрограмм соответствуют принципам про­граммно-целевого управления экономикой и охватывают основные сферы агропромышленного производства: производство сельскохозяйственной про­дукции, ее переработка, технико-технологическое и информационное обес­печение отрасли, развитие кадрового потенциала агропромышленного ком­плекса.

Состав подпрограмм рассчитан на комплексное развитие аграрного сектора агропромышленного комплекса и его основных сфер, получение вы­сокого синергетического эффекта в целом по экономике региона.

Общая характеристика сферы реализации Программы

Алтайский край является одним из крупнейших в Сибирском феде­ральном округе и Российской Федерации аграрных регионов. Его агропро­мышленный комплекс не только полностью удовлетворяет потребность населения края в основных видах сельскохозяйственной продукции и продо­вольствия, но и обеспечивает продовольственную безопасность других тер­риторий страны.

Сельское хозяйство играет важную роль в формировании экономики края и уклада жизни населения. На его долю приходится более 18% валового регионального продукта против 6 - 7% по России. В сельской местности проживает более 45% населения края. Обладая огромным сельскохозяй­ственным потенциалом, Алтайский край занимает первое место в России по площади пашни (6,5 млн. га), 4-е место - по поголовью крупного рогатого скота, которое насчитывает более 830 тыс. голов.

По объему производства валовой продукции сельского хозяйства край находится на 1-м месте среди регионов Сибирского федерального округа и входит в первую десятку субъектов Российской Федерации. По итогам 2013 года на его долю приходится более 5% российского производства зерна, 4% маслосемян подсолнечника, 12% льна-долгунца, 4,4% молока, 3% карто­феля, около 3% мяса и яиц, около 2% сахарной свеклы и овощей.

Значителен вклад Алтайского края в решение проблемы продоволь­ственной безопасности страны. За пределы региона ежегодно вывозится 85% производимой крупы, около 70% муки и жирного сыра, 60% макаронных из­делий, более 30% молоко- и мясопродуктов. Поставляемые на инорегиональ- ные рынки качественные и недорогие по сравнению с импортными аналога­ми продукты питания опосредованно являются социальной помощью населе­нию других субъектов Российской Федерации.

За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продук­ции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы в крае был обеспечен рост производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов. Индекс производства продукции сельского хозяйства за 2006-2013 годы составил 147,3%, в том числе в растениеводстве - 157,7%, в животноводстве - 130,4%. Несмотря на отрицательное воздействие засухи 2008, 2011 и 2012 годов, среднегодовые темпы прироста объёмов производства в отрасли сложились на уровне 6% (в среднем по России - 4,2%). Во многом это обеспечено благо­даря успешной реализации ряда высокотехнологичных инвестиционных про­ектов, технической модернизации производства и совершенствованию дея­тельности крупных агропромышленных формирований.

  1. год стал одним из самых сложных в развитии сельского хозяйства края за последние 60 лет. Из-за аномальной засухи пострадало в сильной сте­пени более 3,0 млн. га посевов сельскохозяйственных культур, полностью погибло более 749 тыс. га, ущерб, причиненный крестьянам, по прямым за­тратам составил порядка 2,0 млрд. рублей. Негативные природно­климатические условия отрицательно сказались на экономических результа­тах развития отрасли. По итогам 2012 года объем чистой прибыли сельскохо­зяйственных организаций в сравнении с 2011 годом сократился более чем на 40% и составил 2,9 млрд. рублей, уровень рентабельности сельскохозяй­ственных организаций края сложился в пределах 9% (в Российской Федера­ции - 14,6%). Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем числе (657 организаций) составил 74,3%, среди крупных и средних сельхозорганизаций (225 организаций) - 78,8%.

Последствия засухи 2012 года в большей степени отразились на разви­тии молочного скотоводства. В условиях недостатка кормов потребовалось приложить серьезные усилия, для того чтобы не допустить значительного падения поголовья крупного рогатого скота и сохранить его продуктивные качества. В целом это удалось. В рейтинге регионов России по итогам

  1. года край сохранил 4 место по поголовью крупного рогатого скота и 3 место по объемам производства молока. В хозяйствах всех категорий пого­ловье крупного рогатого скота на 01.01.2014 насчитывало более 830 тыс. го­лов, в том числе коров - более 367 тыс. голов. По итогам года обеспечен рост поголовья специализированного мясного скота, свиней и овец. Производство молока составило 1364 тыс. тонн, скота и птицы на убой - 336 тыс. тонн (102,6% к 2012 г.).

Погодные условия 2013 года были не самыми благоприятными для раз­вития растениеводства, тем не менее технические возможности хозяйств края позволили собрать хороший урожай. Валовой сбор зерна в весе после дора­ботки составил 4,9 млн. тонн (4 место среди регионов Российской Федера­ции), подсолнечника - 420,0 тыс. тонн (10 место), сахарной свеклы - 661,3 тыс. тонн (13 место).

По итогам 2013 года сельскохозяйственные организации получили около 4 млрд. рублей чистой прибыли, их рентабельность составила 11,4%, удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в их общем числе сложился на уровне 88,4%. За 2008 -2012 годы в основной капитал сельского хозяйства крупными и средними организациями инвестировано 27,8 млрд. рублей, что в 2,8 раза выше, чем в 2004 - 2007 годах. Сохраняется устойчивая тенденция роста заработной платы в отрасли, благодаря чему ее соотношение со средним уровнем заработной платы по всем видам экономи­ческой деятельности увеличилось до 69%.

В качестве приоритета аграрной политики в крае рассматривается устойчивое развитие сельских территорий. С 2003 года в это направление было инвестировано порядка 7,5 млрд. рублей. Более 40% средств направле­но на улучшение жилищных условий в сельской местности. В итоге почти 6 тысяч сельских семей, из которых более 40% - это семьи молодых специа­листов, переселились в новые дома. Введено в эксплуатацию 615 км газовых сетей, 400 км внутрипоселковых водопроводов, почти 370 км линий электро­передачи, построено 77 км сельских автомобильных дорог. Реализация меро­приятий по социально-инженерному обустройству сельских территорий ве­дется в тесной увязке с проектами развития производственной инфраструк­туры, что повышает эффективность использования бюджетных средств.

Комплексный подход к развитию сельских территорий дает серьезный импульс росту агропромышленного производства и способствует повыше­нию качества жизни и доходов сельского населения края. В то же время в от­расли сохраняется неустойчивый характер динамики объемов производства продукции растениеводства, отмечается снижение темпов инвестиционной активности в АПК и нестабильность финансового положения аграрных пред­приятий, что прежде всего обусловлено влиянием неблагоприятных погод­ных условий.

Необходимость проведения технической и технологической модерни­зации и интенсификации аграрного производства привела к росту объемов привлекаемых кредитов и усилила финансовую зависимость сельскохозяй­ственных организаций. За 2007 - 2013 годы объем привлеченных сельскохо­зяйственными организациями кредитов и займов вырос более чем в 3 раза, а расходы на их обслуживание и погашение удвоились. Доля краткосрочных кредитов в финансировании материальных затрат сельхозорганизаций края за указанный период выросла с 28% до 58%, коэффициент финансовой незави­симости (доля собственного капитала в его общем объеме) варьировал в пре­делах 43 - 40%.

Недостаточные темпы развития и финансовая неустойчивость отрасли в целом обусловлены:

сохраняющимся диспаритетом цен на сельскохозяйственную и про­мышленную продукцию;

недостаточными темпами технологической модернизации аграрного производства;

нестабильностью агропродовольственного рынка, ограниченным до­ступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях не­совершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сель­скохозяйственной продукции;

слабым развитием страхования рисков в сельском хозяйстве; медленными темпами социального развития сельских территорий, ухудшением социально-демографической ситуации, оттоком трудоспособно­го населения, сокращением сельской поселенческой сети, дефицитом квали­фицированных кадров;

недостаточным объемом ресурсного обеспечения на всех уровнях фи­нансирования. Несмотря на высокую долю расходов регионального бюджета на развитие сельского хозяйства и агарных территорий (6,0 - 7,0% от общих его расходов) размер государственной поддержки отрасли в расчете на 1 гек­тар посевной площади в Алтайском крае один из самых низких.

При сохранении сложившегося уровня эффективности агропродоволь­ственного сектора экономики края и объема государственной поддержки возможности развития данного сектора будут недостаточными для повыше­ния уровня жизни сельского населения, устойчивого воспроизводства мате­риально-технического, кадрового и природно-экологического потенциалов сельского хозяйства и в конечном итоге для обеспечения конкурентоспособ­ности сельскохозяйственной продукции в условиях членства России во Все­мирной торговой организации.

Принимая во внимание процессы глобализации торговли и повышения конкуренции на агропродовольственном рынке, необходимо усилить госу­дарственную поддержку, направленную на создание благоприятных условий функционирования субъектов сельскохозяйственного производства, повы­шение эффективности использования имеющихся ресурсов и инвестицион­ной привлекательности отрасли. Реализация комплексного системного под­хода в рамках государственной программы обеспечит решение стратегиче­ских задач социально-экономической политики Алтайского края. продолжение

Презентация

 

Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031