ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013 - 2020 годы
Общие положения
Программа определяет цели, задачи и направления развития сельскохозяйственного производства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Объектом Программы является сельское хозяйство, которое рассматривается в качестве ведущей системообразующей сферы экономики края, формирующей агропродовольственный рынок, обеспечивающей продовольственную и экономическую безопасность, определяющей трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Предметом регулирования Программы являются условия развития сельского хозяйства Алтайского края.
В настоящей Программе используются следующие определения: сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;
личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»), осуществляемой гражданами, проживающими на территории Алтайского края;
сельскохозяйственные потребительские кооперативы - зарегистрированные на территории Алтайского края перерабатывающие, сбытовые (тор
говые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные потребительские кооперативы, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации»;
крестьянские (фермерские) хозяйства - хозяйства, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
племенные хозяйства - сельскохозяйственные товаропроизводители, обладающие высокоценным маточным поголовьем и имеющие свидетельства о регистрации в государственном племенном реестре, выданные Минсельхо- зом России;
научные и образовательные организации - организации, осуществляющие деятельность в сфере научных исследований и образования. Нормативная правовая база разработки Программы:
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;
Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;
Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы»; постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля
- года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года №2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года»;
закон Алтайского края от 4 февраля 2008 года № 2-ЗС «О развитии
сельского хозяйства в Алтайском крае»;
закон Алтайского края от 21 ноября 2012 года № 86-ЗС «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года»;
закон Алтайского края от 21 ноября 2012 года № 87-ЗС «Об утверждении программы социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 года»;
постановление Администрации Алтайского края от 27 октября 2009 года № 445 «Об утверждении схемы территориального планирования Алтайского края»;
постановление Администрации Алтайского края от 3 декабря 2010 года № 539 «Об утверждении краевой программы «Комплексное развитие Алтайского Приобья»;
постановление Администрации Алтайского края от 2 августа 2011 года № 420 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012 - 2020 годы»;
постановление Администрации Алтайского края от 25 июня 2012 года №330 «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края на период до 2025 года».
Перечень подпрограмм установлен в соответствием с задачами, определенными основополагающими документами в части развития агропромышленного комплекса, а именно: увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции и выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по тем направлениям аграрного производства, рентабельность которых недостаточна для их самостоятельного эффективного развития.
Структура и перечень подпрограмм соответствуют принципам программно-целевого управления экономикой и охватывают основные сферы агропромышленного производства: производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка, технико-технологическое и информационное обеспечение отрасли, развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
Состав подпрограмм рассчитан на комплексное развитие аграрного сектора агропромышленного комплекса и его основных сфер, получение высокого синергетического эффекта в целом по экономике региона.
Общая характеристика сферы реализации Программы
Алтайский край является одним из крупнейших в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации аграрных регионов. Его агропромышленный комплекс не только полностью удовлетворяет потребность населения края в основных видах сельскохозяйственной продукции и продовольствия, но и обеспечивает продовольственную безопасность других территорий страны.
Сельское хозяйство играет важную роль в формировании экономики края и уклада жизни населения. На его долю приходится более 18% валового регионального продукта против 6 - 7% по России. В сельской местности проживает более 45% населения края. Обладая огромным сельскохозяйственным потенциалом, Алтайский край занимает первое место в России по площади пашни (6,5 млн. га), 4-е место - по поголовью крупного рогатого скота, которое насчитывает более 830 тыс. голов.
По объему производства валовой продукции сельского хозяйства край находится на 1-м месте среди регионов Сибирского федерального округа и входит в первую десятку субъектов Российской Федерации. По итогам 2013 года на его долю приходится более 5% российского производства зерна, 4% маслосемян подсолнечника, 12% льна-долгунца, 4,4% молока, 3% картофеля, около 3% мяса и яиц, около 2% сахарной свеклы и овощей.
Значителен вклад Алтайского края в решение проблемы продовольственной безопасности страны. За пределы региона ежегодно вывозится 85% производимой крупы, около 70% муки и жирного сыра, 60% макаронных изделий, более 30% молоко- и мясопродуктов. Поставляемые на инорегиональ- ные рынки качественные и недорогие по сравнению с импортными аналогами продукты питания опосредованно являются социальной помощью населению других субъектов Российской Федерации.
За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы в крае был обеспечен рост производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов. Индекс производства продукции сельского хозяйства за 2006-2013 годы составил 147,3%, в том числе в растениеводстве - 157,7%, в животноводстве - 130,4%. Несмотря на отрицательное воздействие засухи 2008, 2011 и 2012 годов, среднегодовые темпы прироста объёмов производства в отрасли сложились на уровне 6% (в среднем по России - 4,2%). Во многом это обеспечено благодаря успешной реализации ряда высокотехнологичных инвестиционных проектов, технической модернизации производства и совершенствованию деятельности крупных агропромышленных формирований.
- год стал одним из самых сложных в развитии сельского хозяйства края за последние 60 лет. Из-за аномальной засухи пострадало в сильной степени более 3,0 млн. га посевов сельскохозяйственных культур, полностью погибло более 749 тыс. га, ущерб, причиненный крестьянам, по прямым затратам составил порядка 2,0 млрд. рублей. Негативные природноклиматические условия отрицательно сказались на экономических результатах развития отрасли. По итогам 2012 года объем чистой прибыли сельскохозяйственных организаций в сравнении с 2011 годом сократился более чем на 40% и составил 2,9 млрд. рублей, уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций края сложился в пределах 9% (в Российской Федерации - 14,6%). Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем числе (657 организаций) составил 74,3%, среди крупных и средних сельхозорганизаций (225 организаций) - 78,8%.
Последствия засухи 2012 года в большей степени отразились на развитии молочного скотоводства. В условиях недостатка кормов потребовалось приложить серьезные усилия, для того чтобы не допустить значительного падения поголовья крупного рогатого скота и сохранить его продуктивные качества. В целом это удалось. В рейтинге регионов России по итогам
- года край сохранил 4 место по поголовью крупного рогатого скота и 3 место по объемам производства молока. В хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота на 01.01.2014 насчитывало более 830 тыс. голов, в том числе коров - более 367 тыс. голов. По итогам года обеспечен рост поголовья специализированного мясного скота, свиней и овец. Производство молока составило 1364 тыс. тонн, скота и птицы на убой - 336 тыс. тонн (102,6% к 2012 г.).
Погодные условия 2013 года были не самыми благоприятными для развития растениеводства, тем не менее технические возможности хозяйств края позволили собрать хороший урожай. Валовой сбор зерна в весе после доработки составил 4,9 млн. тонн (4 место среди регионов Российской Федерации), подсолнечника - 420,0 тыс. тонн (10 место), сахарной свеклы - 661,3 тыс. тонн (13 место).
По итогам 2013 года сельскохозяйственные организации получили около 4 млрд. рублей чистой прибыли, их рентабельность составила 11,4%, удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в их общем числе сложился на уровне 88,4%. За 2008 -2012 годы в основной капитал сельского хозяйства крупными и средними организациями инвестировано 27,8 млрд. рублей, что в 2,8 раза выше, чем в 2004 - 2007 годах. Сохраняется устойчивая тенденция роста заработной платы в отрасли, благодаря чему ее соотношение со средним уровнем заработной платы по всем видам экономической деятельности увеличилось до 69%.
В качестве приоритета аграрной политики в крае рассматривается устойчивое развитие сельских территорий. С 2003 года в это направление было инвестировано порядка 7,5 млрд. рублей. Более 40% средств направлено на улучшение жилищных условий в сельской местности. В итоге почти 6 тысяч сельских семей, из которых более 40% - это семьи молодых специалистов, переселились в новые дома. Введено в эксплуатацию 615 км газовых сетей, 400 км внутрипоселковых водопроводов, почти 370 км линий электропередачи, построено 77 км сельских автомобильных дорог. Реализация мероприятий по социально-инженерному обустройству сельских территорий ведется в тесной увязке с проектами развития производственной инфраструктуры, что повышает эффективность использования бюджетных средств.
Комплексный подход к развитию сельских территорий дает серьезный импульс росту агропромышленного производства и способствует повышению качества жизни и доходов сельского населения края. В то же время в отрасли сохраняется неустойчивый характер динамики объемов производства продукции растениеводства, отмечается снижение темпов инвестиционной активности в АПК и нестабильность финансового положения аграрных предприятий, что прежде всего обусловлено влиянием неблагоприятных погодных условий.
Необходимость проведения технической и технологической модернизации и интенсификации аграрного производства привела к росту объемов привлекаемых кредитов и усилила финансовую зависимость сельскохозяйственных организаций. За 2007 - 2013 годы объем привлеченных сельскохозяйственными организациями кредитов и займов вырос более чем в 3 раза, а расходы на их обслуживание и погашение удвоились. Доля краткосрочных кредитов в финансировании материальных затрат сельхозорганизаций края за указанный период выросла с 28% до 58%, коэффициент финансовой независимости (доля собственного капитала в его общем объеме) варьировал в пределах 43 - 40%.
Недостаточные темпы развития и финансовая неустойчивость отрасли в целом обусловлены:
сохраняющимся диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
недостаточными темпами технологической модернизации аграрного производства;
нестабильностью агропродовольственного рынка, ограниченным доступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
слабым развитием страхования рисков в сельском хозяйстве; медленными темпами социального развития сельских территорий, ухудшением социально-демографической ситуации, оттоком трудоспособного населения, сокращением сельской поселенческой сети, дефицитом квалифицированных кадров;
недостаточным объемом ресурсного обеспечения на всех уровнях финансирования. Несмотря на высокую долю расходов регионального бюджета на развитие сельского хозяйства и агарных территорий (6,0 - 7,0% от общих его расходов) размер государственной поддержки отрасли в расчете на 1 гектар посевной площади в Алтайском крае один из самых низких.
При сохранении сложившегося уровня эффективности агропродовольственного сектора экономики края и объема государственной поддержки возможности развития данного сектора будут недостаточными для повышения уровня жизни сельского населения, устойчивого воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциалов сельского хозяйства и в конечном итоге для обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции в условиях членства России во Всемирной торговой организации.
Принимая во внимание процессы глобализации торговли и повышения конкуренции на агропродовольственном рынке, необходимо усилить государственную поддержку, направленную на создание благоприятных условий функционирования субъектов сельскохозяйственного производства, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов и инвестиционной привлекательности отрасли. Реализация комплексного системного подхода в рамках государственной программы обеспечит решение стратегических задач социально-экономической политики Алтайского края. продолжение