Меню сайта
Наш опрос
|
Развитие сельского хозяйства в Алтайском краеГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013 - 2020 годы Общие положения Программа определяет цели, задачи и направления развития сельскохозяйственного производства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Объектом Программы является сельское хозяйство, которое рассматривается в качестве ведущей системообразующей сферы экономики края, формирующей агропродовольственный рынок, обеспечивающей продовольственную и экономическую безопасность, определяющей трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Предметом регулирования Программы являются условия развития сельского хозяйства Алтайского края. В настоящей Программе используются следующие определения: сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»), осуществляемой гражданами, проживающими на территории Алтайского края; сельскохозяйственные потребительские кооперативы - зарегистрированные на территории Алтайского края перерабатывающие, сбытовые (тор крестьянские (фермерские) хозяйства - хозяйства, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; племенные хозяйства - сельскохозяйственные товаропроизводители, обладающие высокоценным маточным поголовьем и имеющие свидетельства о регистрации в государственном племенном реестре, выданные Минсельхо- зом России; научные и образовательные организации - организации, осуществляющие деятельность в сфере научных исследований и образования. Нормативная правовая база разработки Программы: Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»; Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы»; постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года №2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года»; закон Алтайского края от 4 февраля 2008 года № 2-ЗС «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае»; закон Алтайского края от 21 ноября 2012 года № 86-ЗС «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года»; закон Алтайского края от 21 ноября 2012 года № 87-ЗС «Об утверждении программы социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 года»; постановление Администрации Алтайского края от 27 октября 2009 года № 445 «Об утверждении схемы территориального планирования Алтайского края»; постановление Администрации Алтайского края от 3 декабря 2010 года № 539 «Об утверждении краевой программы «Комплексное развитие Алтайского Приобья»; постановление Администрации Алтайского края от 2 августа 2011 года № 420 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012 - 2020 годы»; постановление Администрации Алтайского края от 25 июня 2012 года №330 «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края на период до 2025 года». Перечень подпрограмм установлен в соответствием с задачами, определенными основополагающими документами в части развития агропромышленного комплекса, а именно: увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции и выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по тем направлениям аграрного производства, рентабельность которых недостаточна для их самостоятельного эффективного развития. Структура и перечень подпрограмм соответствуют принципам программно-целевого управления экономикой и охватывают основные сферы агропромышленного производства: производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка, технико-технологическое и информационное обеспечение отрасли, развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса. Состав подпрограмм рассчитан на комплексное развитие аграрного сектора агропромышленного комплекса и его основных сфер, получение высокого синергетического эффекта в целом по экономике региона. Общая характеристика сферы реализации Программы Алтайский край является одним из крупнейших в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации аграрных регионов. Его агропромышленный комплекс не только полностью удовлетворяет потребность населения края в основных видах сельскохозяйственной продукции и продовольствия, но и обеспечивает продовольственную безопасность других территорий страны. Сельское хозяйство играет важную роль в формировании экономики края и уклада жизни населения. На его долю приходится более 18% валового регионального продукта против 6 - 7% по России. В сельской местности проживает более 45% населения края. Обладая огромным сельскохозяйственным потенциалом, Алтайский край занимает первое место в России по площади пашни (6,5 млн. га), 4-е место - по поголовью крупного рогатого скота, которое насчитывает более 830 тыс. голов. По объему производства валовой продукции сельского хозяйства край находится на 1-м месте среди регионов Сибирского федерального округа и входит в первую десятку субъектов Российской Федерации. По итогам 2013 года на его долю приходится более 5% российского производства зерна, 4% маслосемян подсолнечника, 12% льна-долгунца, 4,4% молока, 3% картофеля, около 3% мяса и яиц, около 2% сахарной свеклы и овощей. Значителен вклад Алтайского края в решение проблемы продовольственной безопасности страны. За пределы региона ежегодно вывозится 85% производимой крупы, около 70% муки и жирного сыра, 60% макаронных изделий, более 30% молоко- и мясопродуктов. Поставляемые на инорегиональ- ные рынки качественные и недорогие по сравнению с импортными аналогами продукты питания опосредованно являются социальной помощью населению других субъектов Российской Федерации. За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы в крае был обеспечен рост производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов. Индекс производства продукции сельского хозяйства за 2006-2013 годы составил 147,3%, в том числе в растениеводстве - 157,7%, в животноводстве - 130,4%. Несмотря на отрицательное воздействие засухи 2008, 2011 и 2012 годов, среднегодовые темпы прироста объёмов производства в отрасли сложились на уровне 6% (в среднем по России - 4,2%). Во многом это обеспечено благодаря успешной реализации ряда высокотехнологичных инвестиционных проектов, технической модернизации производства и совершенствованию деятельности крупных агропромышленных формирований.
Последствия засухи 2012 года в большей степени отразились на развитии молочного скотоводства. В условиях недостатка кормов потребовалось приложить серьезные усилия, для того чтобы не допустить значительного падения поголовья крупного рогатого скота и сохранить его продуктивные качества. В целом это удалось. В рейтинге регионов России по итогам
Погодные условия 2013 года были не самыми благоприятными для развития растениеводства, тем не менее технические возможности хозяйств края позволили собрать хороший урожай. Валовой сбор зерна в весе после доработки составил 4,9 млн. тонн (4 место среди регионов Российской Федерации), подсолнечника - 420,0 тыс. тонн (10 место), сахарной свеклы - 661,3 тыс. тонн (13 место). По итогам 2013 года сельскохозяйственные организации получили около 4 млрд. рублей чистой прибыли, их рентабельность составила 11,4%, удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в их общем числе сложился на уровне 88,4%. За 2008 -2012 годы в основной капитал сельского хозяйства крупными и средними организациями инвестировано 27,8 млрд. рублей, что в 2,8 раза выше, чем в 2004 - 2007 годах. Сохраняется устойчивая тенденция роста заработной платы в отрасли, благодаря чему ее соотношение со средним уровнем заработной платы по всем видам экономической деятельности увеличилось до 69%. В качестве приоритета аграрной политики в крае рассматривается устойчивое развитие сельских территорий. С 2003 года в это направление было инвестировано порядка 7,5 млрд. рублей. Более 40% средств направлено на улучшение жилищных условий в сельской местности. В итоге почти 6 тысяч сельских семей, из которых более 40% - это семьи молодых специалистов, переселились в новые дома. Введено в эксплуатацию 615 км газовых сетей, 400 км внутрипоселковых водопроводов, почти 370 км линий электропередачи, построено 77 км сельских автомобильных дорог. Реализация мероприятий по социально-инженерному обустройству сельских территорий ведется в тесной увязке с проектами развития производственной инфраструктуры, что повышает эффективность использования бюджетных средств. Комплексный подход к развитию сельских территорий дает серьезный импульс росту агропромышленного производства и способствует повышению качества жизни и доходов сельского населения края. В то же время в отрасли сохраняется неустойчивый характер динамики объемов производства продукции растениеводства, отмечается снижение темпов инвестиционной активности в АПК и нестабильность финансового положения аграрных предприятий, что прежде всего обусловлено влиянием неблагоприятных погодных условий. Необходимость проведения технической и технологической модернизации и интенсификации аграрного производства привела к росту объемов привлекаемых кредитов и усилила финансовую зависимость сельскохозяйственных организаций. За 2007 - 2013 годы объем привлеченных сельскохозяйственными организациями кредитов и займов вырос более чем в 3 раза, а расходы на их обслуживание и погашение удвоились. Доля краткосрочных кредитов в финансировании материальных затрат сельхозорганизаций края за указанный период выросла с 28% до 58%, коэффициент финансовой независимости (доля собственного капитала в его общем объеме) варьировал в пределах 43 - 40%. Недостаточные темпы развития и финансовая неустойчивость отрасли в целом обусловлены: сохраняющимся диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; недостаточными темпами технологической модернизации аграрного производства; нестабильностью агропродовольственного рынка, ограниченным доступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции; слабым развитием страхования рисков в сельском хозяйстве; медленными темпами социального развития сельских территорий, ухудшением социально-демографической ситуации, оттоком трудоспособного населения, сокращением сельской поселенческой сети, дефицитом квалифицированных кадров; недостаточным объемом ресурсного обеспечения на всех уровнях финансирования. Несмотря на высокую долю расходов регионального бюджета на развитие сельского хозяйства и агарных территорий (6,0 - 7,0% от общих его расходов) размер государственной поддержки отрасли в расчете на 1 гектар посевной площади в Алтайском крае один из самых низких. При сохранении сложившегося уровня эффективности агропродовольственного сектора экономики края и объема государственной поддержки возможности развития данного сектора будут недостаточными для повышения уровня жизни сельского населения, устойчивого воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциалов сельского хозяйства и в конечном итоге для обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции в условиях членства России во Всемирной торговой организации. Принимая во внимание процессы глобализации торговли и повышения конкуренции на агропродовольственном рынке, необходимо усилить государственную поддержку, направленную на создание благоприятных условий функционирования субъектов сельскохозяйственного производства, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов и инвестиционной привлекательности отрасли. Реализация комплексного системного подхода в рамках государственной программы обеспечит решение стратегических задач социально-экономической политики Алтайского края. продолжение
|
Вход на сайт
Поиск
|